04d1509c

создание Агентства по реструктурированию банков,


Так, создание Агентства по реструктурированию банков, аналоги которого существовали в различных странах (США, Японии, Бразилии и др.), как раз призвано содействовать процессу слияния банков, в том числе за счет покупки Центральным банком части долгов проблемных банков, и оздоровлению кредитных организаций путем проведения работы с проблемными активами и пассивами санируемой организации. Финансовые ресурсы АРКО первоначально составляли всего 10 млрд руб., что позволяло осуществить санацию лишь части банков. По состоянию на 1 августа 2000 г. АРКО осуществлялись мероприятия по реструктуризации 19 кредитных организаций; из них 15 перешли под управление АРКО.
При отсутствии в бюджете достаточных средств для реструктуризации банков основное значение придается созданию макроэкономических условий, благоприятствующих капитализации и расширению ресурсной базы банков, формированию законодательно-правовых основ банковской деятельности, совершенствованию банковского надзора. Важными принципами проведения реструктуризации банковской системы является индивидуальный подход к конкретному банку, осуществление государственной поддержки при условии разработки и реализации плана реструктуризации банка, ориентация на увеличение капитальной и ресурсной базы путем привлечения средств отечественных и зарубежных инвесторов.
Восстановление и наращивание инвестиционного потенциала коммерческих банков в рамках комплекса мер по реструктуризации банковской системы России предполагает усиление роли государства в формировании долгосрочной ресурсной базы банковской системы, соответствующей потребностям инвестирования реального сектора, восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков, клиентов, отечественных и иностранных кредиторов. В основу усиления государственной поддержки реструктуризации банковской системы должен быть положен разумный компромисс между необходимостью развития банковской сферы и возможностями федерального бюджета.
Особенно актуальным является принятие пакета законов, необходимого для реализации этих мер, в частности федеральных законов «О гарантировании вкладов граждан в банках», «О банковских холдингах», «О государственном архиве кредитных историй», а также оперативная корректировка действующего законодательства, внесение изменений и дополнений в федеральные законы «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», «О реструктуризации кредитных организаций», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности».
Поскольку банковская система представлена в основном небольшими банками, масштабное инвестирование реального сектора может быть осуществлено на основе банковских объединений или создания временных альянсов. Наиболее перспективными формами являются: реорганизация системы региональных банков на основе выделения опорных банков с развитой филиальной сетью; формирование смешанных пулов российских и иностранных банков; интеграция банковского капитала с промышленным в форме финансово-промышленных групп.
Вместе с тем в сложившихся условиях становится весьма актуальной необходимость развития системы специализированных инвестиционных банков, в том числе с государственным участием. В большинстве стран с переходной экономикой доля участия государства является довольно весомой, %: в Китае 99, Индии 88, Индонезии 85, Тайване 77, Бразилии 48, Польше 46, Аргентине 36, Венесуэле 30, Мексике 28.
Без опоры на крупные банки с государственным участием вряд ли возможно решение задач аккумулирования достаточных финансовых ресурсов, их перераспределение между секторами экономики, удовлетворение спроса крупных предприятий на инвестиционные ресурсы, привлечение иностранного инвестиционного капитала. Участие государства в банковском секторе соответствует переходному этапу развития России. При этом следует учитывать, что при создании определенных условий государство должно уменьшать свое присутствие в банковском секторе. Это подтверждается и мировой практикой. Так, значительно сокращено участие государства в коммерческом банковском секторе в Германии (хотя оно продолжает оставаться значительным), во Франции, Италии, других западноевропейских странах.

Содержание раздела