04d1509c

Банки развития различаются по направлениям


 

Банки развития различаются по направлениям и масштабам деятельности, формам собственности, организационно-правовым формам и другим характеристикам. Они представлены как относительно небольшими, так и крупнейшими финансовыми институтами, лидирующими в рейтинге банков развития мира. В мировой практике получили распространение как частные, так и государственные банки развития.

Так, в Германии банки развития, как кредитные институты с особыми задачами, представляют собой частные и государственные финансово-кредитные организации, выполняющие ряд функций по стимулированию определенных сфер национальной экономики. Частным банком является, к примеру, «Industriekreditbank AG — Deutsche Industriebank», занимающийся выдачей долгосрочных кредитов предприятиям, финансовое состояние которых не позволяет привлекать средства за счет эмиссии акций, государственным — «Kreditanstalt fur Wiederaufbau» (Банк восстановления), деятельность которого связана с поддержкой кризисных отраслей экономики и кредитованием экспорта.

В Нидерландах многие из специализированных банков являются государственными или функционируют на основе государственных гарантий. К таким банкам, в частности, относятся Национальный инвестиционный банк («De Nationale Investeringsbank NV»), осуществляющий вложения капитала в менее развитых регионах и предоставление кредитной поддержки компаниям, испытывающим финансовые трудности, и Нидерландская компания страхования кредитов («Nederlandse Credietverzekering Maatschappij NV»), производящая в особых случаях страхование политических рисков. Во Франции на долю государственных кредитных институтов приходится более половины долгосрочных кредитов.

Периоды экономических кризисов характеризуются усилением роли государства в инвестиционных процессах, в том числе и путем роста присутствия в кредитных институтах. В качестве одного из примеров можно привести деятельность созданного в 1930 г. в Италии Института реконструкции развития (ИРИ). Совмещая черты холдинга и банка, ИРИ действовал на основе системы государственного акционерного участия: на средства, полученные от эмиссии облигационных займов, из бюджета, от различных государственных и смешанных финансовых учреждений ИРИ осуществлял покупку крупных, в том числе и контрольных, пакетов акций проблемных банков и промышленных компаний. При необходимости ИРИ приобретал дополнительные пакеты акций и финансировал банки и компании, становившиеся его дочерними предприятиями, или осуществлял ликвидацию структур с безнадежным финансовым положением.

В послевоенные десятилетия был создан ряд аналогичных ИРИ государственных институтов: ЭФИМ, ЭНИ, ДЖЕПИ с участием государственного банка «Institute Mobilliare Italiano» (ИМИ). В настоящее время, когда в условиях определенной экономической стабилизации государственная поддержка потеряла свою значимость, правительство Италии приступило к процессу постепенной приватизации промышленно-финансовых комплексов.

Традиционно значительной является роль государства в поддержке национального, в том числе и банковского, бизнеса в Японии. В отличие от западной модели, ориентированной на вмешательство государства в экономику в случае сбоев рыночного механизма, японская модель носит превентивный характер.

Весьма поучительным является японский опыт восстановления экономики на основе схемы приоритетных производств, в соответствии с которой капитал через Государственную финансовую корпорацию восстановления концентрированно направлялся в базовые отрасли промышленности.


Содержание раздела